для учащихся первой ступени (III–IV классы) общего среднего образования являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки.
для учащихся второй ступени общего среднего образования (V-IX классы) можно найти на пришкольной территории. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего села. Во внеурочное время необходимо предусмотреть специальные трудовые занятия на территории школы: осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках; зимой нужно своевременно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе; весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, разбрасывают слежавшийся снег, убирают мусор; летом – ухаживают за цветочными клумбами, поливают растения, пропалывают от сорняков;
для учащихся на третьей ступени общего среднего образования (Х-ХI классы) играет ориентация на волонтерскую работу. Общественно полезная деятельность должна выходить за пределы класса, а затем и школы: подростки могут озеленять дворы, ухаживать за мемориальными комплексами, памятниками, захоронениями; оказывать посильную помощь ветеранам, детям инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе и т.д
Запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.