Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика половой неприкосновенности несовершеннолетних

Дата: 10 февраля 2023 в 11:02, Обновлено 20 мая в 21:36

Видеоролик по профилактике сексуального насилия

«Республиканский научно-практический центр психического здоровья»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Где получить помощь в ситуации домашнего насилия

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам выявления и профилактики преступлений,

связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

В ходе профессиональной деятельности работники учреждений образования непосредственно взаимодействуют с несовершеннолетними и лицами, на которых возложены обязанности по их воспитанию, обучению, посещают места их проживания (пребывания) и учебы. При выполнении данных функций у них имеется наибольшая возможность своевременно отреагировать на информацию о возможном совершении преступлений, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних, либо получение информации о признаках совершения таких действий.

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК), в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет (груминговые преступления);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Также, ввиду общедоступности средств мобильной связи с встроенными камерами фото- и видеофиксации всё чаще имеет место совершение преступлений по ч. 2, 3 ст. 343<sup>1</sup> УК Республики Беларусь (изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего).

Справочно: понятие груминг включает в себя склонение детей к сексуальным контактам через переписку в интернете. При груминге ребенку пишет взрослый человек, который пытается вступить с ним в дружбу либо иным образом заинтересовать ребенка на дальнейшее общение. По результатам такого общения у ребенка формируется доверительный контакт (дружба, влюбленность), который может подкрепляться финансовой помощью, подарками. Следующим этапом является склонение ребенка к реальной встрече для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия онлайн (с помощью веб-камеры).

ГЛАВА 2.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Основными способами (источниками) получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
  • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
  • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
  • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
  • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
  • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
  • визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
  • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

В случае получения информации о совершении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних необходимо незамедлительно сообщать об этом в органы внутренних дел  для возможной организации неотложных процессуальных действий и проверочных мероприятий.

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

  1. физические признаки:

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

-        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

-        гематомы (синяки) в области половых органов;

-        кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

-        гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

-        боль в животе;

-        повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

-        болезни, передающиеся половым путем;

-        беременность.

2)      изменения в выражении сексуальности:

-        кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

-        необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

-        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

-        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

-        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

-        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

-        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

-        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

-        частая задумчивость, отстраненность;

-        постоянная депрессивность, грустное настроение;

-        нежелание принимать участие в подвижных играх;

-        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

-        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

-        терроризирование младших детей и сверстников;

-        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

-        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

-        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

-        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

-        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

-        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

-        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

-        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4) изменния личности и мотивации, социальные признаки:

-        прогулы занятий в учреждении образования;

-        появление денежных средств, предметов и вещей происхождение которых сомнительно;

-        внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

-        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

-        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

-        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

-        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

5) изменения самосознания:

-        снижение самооценки;

-        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

-        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

-        суицидальные разговоры и попытки;

6)      невротические и психосоматические симптомы:

-        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

-        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

-        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

-        головная боль, боли в области желудка и сердца;

-        навязчивые страхи;

-        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

-        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

-        серьезное отношение к услышанному;

-        спокойствие, выдержка;

-        успокаивания, подбадривания, поощрения;

-        сопереживание;

-        искренность, честность;

-        использование лексикона ребенка;

-        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

-        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

Кроме этого при общении с ребенком, по возможности, необходимо получить доступ к его социальным сетям, где в отношении ребёнка могут совершаться груминговые преступления, а также обращать внимание на наличие аккаунтов и подписок в сообществах и интернет-ресурсах сексуальной направленности: Дети 404, ЛГБТ подростки, Grindr, hornet, bluesystem и иные.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания на произошедшее.

При посещении несовершеннолетнего по месту жительства и возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

  • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки)предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
  • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
  • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
  • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
  • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.

ГЛАВА 4.

ОТДЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет
  2. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  3. профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования педагогам-психологам, а также социальным педагогам необходимо проводить занятия в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рекомендуется в своих выступлениях в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступникикак правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

Дополнительную информацию по вопросам выявления, предотвращения и пресечения преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних можно получить по электронному адресу: kids.pomogut.by.

План мероприятий учреждения образования по профилактике

половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

на 2024/2025 учебный год

п/п

Форма проведение и название мероприятия

Сроки исполнения

Участники мероприятия

Ответственный

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1

Проведение информационно- просветительской бесед с учащимися по обучению навыкам ненасильственной коммуникации и бесконфликтного решения проблем

Сентябрь-октябрь

Учащиеся

6-9 классов

Классные руководители

6-9 классов

2

Анкетирование «Насилие в семье»

Ноябрь

Учащиеся

5-11 классов

Педагог социальный

3

Размещение на сайте школы памяток для учащихся: «Правило пяти «нельзя», «Не впускай в дом незнакомого человека!!!», «Правила поведения в своем доме», «Что надо делать, если к тебе пристает незнакомец», «Самые опасные места, где можно стать жертвой», «Ненужные разговоры с посторонними»

В течение учебного года

Учащиеся

1-11 классов

Ковалёв М.А.

4

Изучение вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми в начальной школе в рамках изучения курса ОБЖ

В течение учебного года

1-4 классы

Классные руководители

1-4 классов

5

Проведение занятий, классных часов, бесед, просмотр и обсуждение презентаций по вопросу профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В течение учебного года

5-11 классы

Классные руководители

5-11 классов

6

Уроки нравственности

«Откровенный разговор»

В течение учебного года

Учащиеся

7-11 классы

Классные руководители

7-11 классов

7

Профилактические беседы:

 - «Мальчик с девочкой дружил»

- «О взаимоотношениях между юношами и девушками»

- «Понятие о половой зрелости»

В течение учебного года

Учащиеся 1-6-х классов

Учащиеся

7-11 классов (мальчики)

Учащиеся

7-11 классов (девочки)

Классные руководители

1-11 классов

8

Проведение дней здоровья, спортивных праздников

В течение учебного года

Учащиеся

1-11 классов

Учитель физической культуры и здоровья

9

Правовое просвещение учащихся в области равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

В течение учебного года

Учащиеся

8-11 классов

Классные руководители

8-11 классов

10

Организация и проведение спортивных, туристических и культурно - массовых семейных праздников и мероприятий

В течение учебного года

Учащиеся

1-11 классов

Классные руководители

1-11 классов

Учитель физической культуры и здоровья

11

Круглый стол «Уголовная ответственность за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности»

Декабрь

Учащиеся

8-11 классов

Классные руководители

8-11 классов

Педагог социальный

12

Организация занятости учащихся в свободное от учебы и каникулярное время

В течение учебного года

Учащиеся

1-11 классов

Классные руководители

1-11 классов

РАБОТА С ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

13

Рассмотрение вопроса по профилактике насилия над детьми и преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

на общешкольном родительском собрании.

Декабрь

Законные представители учащихся

Зам. директора по УВР Гавриленко Г.П.

14

Разработка и размещение информационных буклетов, памяток для законных представителей учащихся (с целью получения помощи в случае насилия или преступных посягательств) «Жестокое обращение. Последствия. Меры наказания»

Ноябрь-январь

Законные представители учащихся

Классные руководители

1-11 классов,

Ковалёв М.А.

15

Консультирование «Бродяжничество. Насилие. Суициды детей»

Январь - Февраль

Законные представители учащихся

Педагог социальный

Классные руководители

1-11 классов

16

Проведение профилактических бесед - консультаций представителями учреждений здравоохранения «О взаимоотношениях между юношами и девушками», «Правовые и медицинские последствия ведения ранней половой жизни»

Декабрь, март

Законные представители

учащихся

Заместитель директора по УВР Гаврилеенко Г.П.

Классные руководители

1-11 классов

17

Размещение на сайте школы  памяток для родителей (законных представителей) по вопросам половой неприкосновенности детей: «Профилактика насилия в семье: стоп насилие», «Чтобы ребенок не стал жертвой преступления», «Половая неприкосновенность подростков»,  «Что вы можете сделать, чтобы обезопасить своих детей», «Научите ребенка всегда отвечать «Нет!», «Что делать в случаях, когда насилие происходит в семье?», «Дом без насилия», «Как рассказать подростку про взаимоотношения полов»

В течение учебного года

Законные представители учащихся

Ковалёв М.А.

18

Классные родительские собрания по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Март

Законные представители учащихся

1-11 классов

Классные руководители

1-11 классов

 

                 

ПАМЯТКА

безопасного поведения для детей

«Один дома»

Правила поведения в своём доме:

  • Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок;
  • Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей;
  • Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут;
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки;
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи;
  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые. Зачем же тогда отворять дверь? Ребенок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которых давно знаете.

САМЫЕ опасные места, где можно стать жертвой:

ПОДЪЕЗД!

  • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли за тобой кто-либо следом. Если кто-то идёт – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, а, если незнакомец не уходит, то можно поступить следующим образом:
    - звони по домофону или по телефону домой, попроси родителей выйти и забрать тебя с улицы;
    - не заходи в подъезд, если там незнакомые люди, дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
  • Не выходи из квартиры на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении защищайся любым способом, а при первой возможности убегай, громко кричи и зови на помощь.

ЛИФТ!

  • Входя в лифт, убедись, что на площадке нет посторонних.
  • Не входи в кабину с незнакомым человеком!
  • Если все-таки незнакомец зашёл в лифт, то не стой к нему спиной, наблюдай за ним.
  • Если на тебя напали, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с нападающим, постарайся запомнить его внешность, одежду, манеру разговаривать.
  • Если есть возможность бежать - не собирай вещи, убегай, в чём есть.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно расскажи о случившемся родителям и позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

ЧУЖАЯ МАШИНА!

Машина - это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём сидит женщина.

Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо помнить следующее:

  • Добираться на попутной машине - опасно, лучше вызвать такси. Твои близкие обязательно должны знать номер и марку машины, на которой ты поедешь.
  • Разговаривай с родственниками по сотовому телефону и сообщай маршрут передвижения.
  • Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если он не выполняет требование, открой дверь или постарайся разбить окно, то есть привлекай к машине внимание других водителей, можешь схватиться за руль и крутануть его.

УЛИЦА!

На улице даже днём детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристаёт незнакомец:

  • Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.
  • Используй любые средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по его ноге). Надо причинить максимальную боль. Как только он ослабит хватку - убегай.

Правила поведения на улице:

  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие и идти рядом.
  • Не отвечай на предложение подвезти или просьбу показать, как проехать туда-то.
  • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы.
  • Автомобиль начинает медленно двигаться рядом - перейди на другую сторону улицы.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.