Суть данного опыта состоит в разработке, описании и представлении системы работы учителя по использованию песни при обучении немецкому языку учащихся 3–4 классов в средней школе.
Прежде всего нужно знать, что же такое мотивация. Мотивация - специально направленное воздействия на внутренние чувства человека с целью побуждения к действиям, формирования желания сделать что-то. Многие учители иногда путают мотивацию и убеждение, поэтому мне бы хотелось сделать акцент на том, что мотивация обращается именно к чувствам человека, а вот убеждение обращается к его разуму. И мне бы хотелось в этой статье поговорить не об убеждении, которое тоже имеет место на уроках, а к правильному мотивированию школьников.
Причин снижения мотивации может быть огромное множество. Одна из основных это сложность обучения. Вторая проблема низкой мотивации это отсутствие интереса к предмету.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Мы в своей практике отталкиваемся от идеи, что для формирования коммуникативной компетенции недостаточно насытить урок коммуникативными упражнениями. Важно, чтобы учащиеся акцентировали своё внимание на содержании своего высказывания, использовали язык в реальных ситуациях межличностного общения. Как учитель, я ищу новые пути и способы мотивирования учащихся на уроке немецкого языка, апробирую их на своих уроках. Проанализировав свой опыт работы, я выделила для себя основные методы, использование которых позволяет мне создавать условия для мотивированной работы учащихся на уроках немецкого языка.
Новизна опыта заключается в использовании аутентичных материалов на уроках немецкого языка для создания условий для общения, приближенных к реальной коммуникации. «Актуальность использования аутентичных материалов заключается в их функциональности: они ориентированы на реальное использование, так как создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде» [2, с. 33–34].
Проанализировав многолетний опыт работы обучения учащихся иностранному языку, я бы хотела уделить внимание эффективности использования песни на уроках немецкого языка. В процессе формирования коммуникативных компетенций важны не только знания, но и «погружение» в иноязычную среду. Песня является бесспорным элементом в достижении цели овладения данными компетенциями. Она способствует осуществлению обмена между культурами родной страны и страны изучаемого языка, воспитанию толерантности и взаимопониманию между народами.
Музыка и песня играют неоценимую роль для реализации широкого спектра учебно-воспитательных задач на моих уроках на всех этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Это обусловлено тем, что музыкальный и песенный материал способствуют:
- формированию, а в дальнейшем – совершенствованию фонетических навыков;
- развитию артикуляции, чувства ритма и интонации английского языка;
- обогащению лексического запаса;
- развитию навыков и умений аудирования и чтения;
- совершенствованию грамматических навыков;
- развитию навыков подготовленной и спонтанной речи.
Помимо этого, музыка вносит в атмосферу урока праздничность, эмоциональность, снимает традиционность, усталость и напряжённость
Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.
При разучивании песни учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая песню учащиеся узнают, как называются части тела и органы обоняния на английском языке.
Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение. Все это возможно, когда учащиеся с удовольствием интонируют полюбившуюся песню на иностранном языке.
Моя методика изучения каждой песни включает следующие этапы: предварительное введение, а именно:
- краткую информацию о песне,
- изложение основного содержания, историю создания,
- ознакомление с лексическим и грамматическим материалом.
Учащиеся с энтузиазмом воспринимают сообщение учителя о перспективе исполнения ими песен во время декады английского языка, концертах, посвящённым календарным праздникам, концертам – отчётам, приуроченным к родительским собраниям.
Вот примерная последовательность пошаговой работы над песней:
- аудирование песни;
- беседа учителя с учащимися о понимании содержания песни после прослушивания;
- выделение новых лексических единиц, грамматических структур и их отработка и закрепление;
- фонетическая отработка всего текста песни с обязательным соблюдением интонации и ритма;
- прослушивание песни с опорой на текст;
- многократное исполнение песни вместе с певцом;
- на последующих уроках – повторение песни до полного её усвоения.
В своей работе я использую песни весёлые, ритмичные, задушевные, музыкальные диалоги, музыкальные физкультминутки, сопровождающиеся различными танцевальными движениями, предлагаемыми мною или учащимися.
Эти песни легко заучиваются, идеальны для хорового исполнения, для конкурсного исполнения «Кто лучший?» (по рядам и в парах). Характерно, что они успешно усваиваются и слабыми и неуверенными в себе учащимися. Наградой для учителя являются отзывы родителей о том, что их дети поют песни дома и учат петь своих братьев и сестёр.
Опыт работы убеждает в том, что рифмованная речь является для учащихся привычной и более естественной, чем простая, потому что они легче усваивают информацию в рифмованном виде. Эту психологическую особенность памяти учащихся я активно использую при обучении их немецкому языку.
Начиная с 4-го класса разучиваем немецкую песню Рольфа Цуковского «Fröhliche Weihnacht!». Предварительно сообщаю учащимся, что эта песня известна во многих немецкоязычных странах и исполняется во время встречи Рождества. Мы эту песню поём накануне Нового года.
Хочется сказать и о лёгкой шутливой песенке «Meine kleine Katze!» Эту песню я разучиваю с четвероклассниками. Исполняем её не только на уроках, но и на концертах во время недели немецкого языка с использованием гитары:
Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть неоспоримую роль песни в обучении немецкому языку. Пение на уроках позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным, но и продуктивным.
В своей работе я опираюсь на принципы коммуникативной направленности и активности, сотрудничества в процессе обучения.
Одним из проявлений духовной культуры народа являются песни, и, учитывая их эффективную роль в плане приобщения к иноязычной культуре, нужно активно использовать песни на уроке немецкого языка.
Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Уже на самом начальном этапе обучения ИЯ используются небольшие по объёму песенки в фонетической зарядке, они не только развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании навыков аудирования. Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов обучающихся.
Многие песни связаны с различными немецкими народными праздниками, обычаями, жизнью немецкого народа в деревне, одни раскрывают его житейскую мудрость, другие - отражают какие-либо исторические события, но практически все песни содержат экстралингвистическую информацию, безэквивалентную и фоновую лексику, знакомят с культурой, характерной для данной языковой общности. Обучающиеся не просто знакомятся с ценностями народа изучаемого языка посредством песен, но и выясняют, присущи ли они только немецкому народу или являются общечеловеческими, постоянно сравнивают с фактами родной культуры, осознают специфичность и уникальность своей культуры через знакомство с иной.
Носителем культурологической информации является не только текст песен, но и сопровождающая их музыка, которая также помогает вхождению в мир иноязычной культуры. Особенно функциональна в этом отношении народная музыка, она позволяет сравнить способы выражения эмоций с помощью мелодии и ритма в родной культуре и иностранной, развивает эмоциональную восприимчивость к фактам духовной культуры немецкого народа. Предоставляя обучающимся через песню для сравнения культурные особенности русского и немецкого народов, мы повышаем эффективность приобщения обучающихся к иноязычной культуре. На наш взгляд, расширяются границы их восприятия, более качественно формируется готовность принятия иного мировоззрения.
Песни, как и любой другой учебный материал, подбираются с учётом целей конкретного урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Их можно использовать в качестве дополнительного и основного материала на уроке, организовывая различные виды работы: прослушивание, чтение, инсценирование, иллюстрирование и другие формы работы с ними. Основное внимание обучающихся направляется на то, что каждая отдельно взятая песня раскрывает какой-то факт культуры немецкого народа, его мировоззрение.
На начальном этапе рекомендуется использовать небольшие по объёму детские песенки, которые часто поют немецкие дети со своими родителями или воспитателями в детских группах дневного посещения „Spielkreise" „Spielgruppen". Чаще всего они исполняются без музыкального сопровождения и дополняются инсценирующими движениями или хлопаньем в ладоши, которые по желанию можно исключить.
Повторение и отработка слов и фраз иностранного языка могут быстро наскучить школьникам, в то время как петь песенки они готовы бесконечно. Используя песни и музыку, мы можем расширять объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным для этого возраста способом. Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо помнит только то, что он пережил эмоционально. Учащиеся любят петь, танцевать, играть - это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная и спетая ими лексическая единица пережита ими, она прошла через них, связана с личными эмоциями ребенка, стала лично-значимой - она запомнится навсегда. Создание с помощью музыкального материала психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.
Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке музыкальный и песенный материал привлекается для решения 3-х основных задач:
музыкальные паузы-разминки,
фоновая музыка при проведении письменных работ
музыкальные минутки для релаксации при переключении с одного вида работы на другой.
Музыкальные паузы-разминки, зарядки под музыку или с песней - это необходимый элемент урока, соответствующего современным здорово-сберегающим образовательным технологиям. Обширный выбор разнообразных английских детских песен, которые можно сопровождать движениями, позволяет использовать те или иные, связанные с уроком тематически. Например, изучая со школьниками части тела человека, можно делать зарядку: Песня мышонка зовизо
Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:
. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
. как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.
Примерная последовательность работы с песней:
. краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.), установка на первое восприятие песни;
. первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы;
. проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);
. фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации;
. повторное прослушивание песни: работу на этом этапе целесообразно проводить с опорой на текст;
. чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
. разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы, а также аккомпанемента.
На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.
При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепления нового материала.
А, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z – Yüche, fertig ist das ABC…
Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите.
Четвероклассники с интересом инсценируют песенку на мотив песенки «В траве сидел кузнечик…» на уроке обучения лексике деятельности на уроках.
Использование песенных материалов на уроке иностранного языка имеет целый ряд методических преимуществ.
Один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования.
В отличие от других аудиоматериалов, предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучиваются обучаемыми наизусть.
Используя музыку на занятиях иностранного языка, можно вызвать у обучающихся всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку. Более того, ученые утверждают, что работа с музыкальными произведениями, песнями способна:
- содействовать эстетическому воспитанию обучающихся;
- создать непринужденную атмосферу на занятии, повысить эмоциональный тонус;
- приобщить обучающихся к иноязычной музыкальной культуре и ее специфике;
- развить музыкальный слух, артикуляционный аппарат, закрепить правильную артикуляцию;
- формировать фонетические навыки; развить знания о стилистических особенностях изучаемого языка (пополнять лексический запас, отрабатывать грамматические конструкции);
- развить творческие способности каждого обучающегося;
- разнообразить занятие;
- повысить мотивацию к изучению иностранного языка
Г.А. Китайгородская рекомендует использовать популярные песни страны изучаемого языка, т.к. они вносят эмоциональный колорит, обучающиеся легко запоминают слова песен, напевают их, интересуются незнакомыми словами, выражениями [5].
Преподаватель может использовать песни, музыкальные произведения как основу развития речемыслительной деятельности, стимул для устных высказываний, погружения обучающихся в иноязычную культуру, воспитания у них чувства уважения к другой культуре [1, 5, 9].
В зависимости от поставленных целей песенный материал я использовала для фонетической зарядки, эмоционального настроя; аудирования; введения или закрепления лексического и грамматического материала; релаксации в середине или в конце занятия [1, 7, 8].
Я, работая с текстами песен на занятиях, знакомлю учащихся с:
• реалиями страны изучаемого языка;
• поэтической лексикой;
• новым контекстуальным окружением знакомой лексики и грамматики.
Отбирая песенный материал, я учитывала:
• возраст обучающихся;
• соответствие моде, вкусам обучающихся;
• уровень языковой подготовки обучающихся;
• лингвистическую ценность;
• ритм;
• артикуляцию исполнителя песни;
• информативность, соответствие содержания песни теме занятия.
Работая с песней, можно организовать различные виды работ (аудирование, чтение, инсценирование, иллюстрирование и тд.). Приведу несколько примеров заданий:
- прослушайте песню, исправляя в тексте песни ошибки (например, в розданном тексте неверно указано имя, место действия, грамматическое время и т.д.);
- прослушайте песню и выразите в форме рисунка свое впечатление о ней;
- прослушайте песню и подберите из имеющихся изображений эмоций то, которое подходит каждому куплету;
- прослушайте песню и восстановите ее из имеющихся у вас строчек (абзацев);
- прослушайте песню (если нужно песню можно прослушать дважды) и заполните пропуски (Пропуски могут быть направлены на изучаемый вокабуляр, грамматическое время и т.д.);
- прочтите текст (отрывок) песни, повторяя интонацию исполнителя;
- назовите синонимы к подчеркнутым словам в песне;
- прослушайте песню и придумайте к ней название;
- найдите ключевые слова в песне и перескажите ее содержание своими словами;
- перескажите главную идею песни одним предложением;
- перескажите содержание песни от третьего лица;
- составьте диалог на основе содержания песни;
- разыграйте содержание песни;
- сделайте перевод песни на родной язык.
На основании вышесказанного, могу отметить, что работа с песнями на занятиях иностранного языка служит эмоциональным стимулом к изучению предмета «Иностранный язык», помогает лучше понять национальный характер другой культуры, формирует лингвистическую компетенцию, развивает творческие способности.
Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. Для этого можно рекомендовать использовать песенный материал.
Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Исследования показали, что популярные песни обладают характеристиками, которые помогают в изучении иностранного языка:
- они часто содержат распространенные, короткие слова; написаны приблизительно для детей 10-11 лет;
- язык текста разговорный, время и место, как правило, неопределенны;
- текст песен часто поётся более медленным темпом по сравнению с разговорной речью, лексика и грамматика повторяются [1].
- песни побуждают в детях мотивацию к обучению.
Обучение иностранным языкам по песням способствует социально-эмоциональному развитию обучающихся. Песня позволяет учащимся принимать участие в группе и выражать свои чувства, независимо от их уровня владения английским языком. Песни также физически развивают детей, позволяя им на уроке часто передвигаться, аплодировать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, слышать большое
количество языкового материала во время их воспроизведения, чтобы в дальнейшем использовать его в различных ситуациях. Кроме того, можно воспользоваться эффектом песни, которая застревает в голове, достигаемый посредством её многократного повторения. Развитие автоматизма способствует тому, что постепенно обучающиеся начинают говорить на языке быстро и без пауз. Помимо этого, песни – это проводники в культуру страны изучаемого языка. Они представляют собой «богатый кладезь информации о человеческих отношениях, этике, обычаях, истории, юморе, а также региональных и культурных различиях» [7]. И наконец, песни помогают учащимся лучше запоминать словесное ударение, интонацию и ритм, что также способствует запоминанию. В целом, можно сказать, что музыкальные произведения необходимо активно использовать для развития навыков чтения, аудирования, говорения и письма.
Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать релаксацией в середине или конце урока, когда дети устали.
Особое значение имеют физкультминутки на уроках иностранного языка. Творческий диапазон их применения разнообразен. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки проводятся в сопровождении песен, которые или произносятся детьми, или прослушиваются в записи.
Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития немецкого языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления языкового материала на уроках немецкого языка (видеокараоке к различным песням на сайтах You Tube и др.) и контроля ее усвоения, работа с песнями на немецком языке («Friends», 9 класс, http://fortee.ru/2014/09/30/friends-by-aura-dione/) позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
В качестве методов оценки результативности опыта я использовала наблюдение, анкетирование, статистические данные об успеваемости учащихся. В результате использования песенного материала на уроках немецкого языка была отмечена положительная динамика успеваемости учащихся, повышение мотивации к изучению немецкого языка у учащихся. Три учащихся записались в 5 классе на факультатив «Практикум по чтению» по немецкому языку. Семь учащихся из десяти в пятом классе изъявили желание изучать немецкий язык на повышенном уровне.
Учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсе «Лингвистёнок». По результатам конкурса призы 3 степени - 1 место в районе имеют 3 учащихся. Во втором этапе республиканской олимпиады в 2018/2019 учебном году пожелала участвовать учащаяся 5 класса.
Организация и анализ результатов пробного обучения.
В целях выяснения, насколько успешно осуществляется интеракция учащихся гимназии на уроке, было проведено пробное обучение. Оно включало в себя методические разработки уроков интерактивного характера по разным темам:
Методические разработки основываются на принципах коммуникативной, проблемной и игровой методик, а также на положениях обучения в сотрудничестве. Данные материалы могут быть успешно применены на практике другими учителями иностранного языка, работающими на I ступени общего среднего образования. Результаты пробного обучения показали, что учащимся интересны практически любые формы работы с песней при условии их правильной организации и творческого подхода к их применению на уроке. Также был проведен анкетный опрос учащихся с целью выяснения их отношения к работе с песней на уроке [Приложение 4]. Продуманная организация учебного процесса, создание условий для активной мыслительной деятельности, разнообразие приемов обучения, применение коммуникативной методики позволили улучшить успеваемость учащихся по предмету в целом.
Заключение
Могу отметить, что музыка позволяет воспитывать обучающихся в духе гуманистических идей, создает благоприятный эмоциональный климат на занятии, формирует эмоционально-ценностный опыт обучающихся, несет положительные эмоции, создает атмосферу комфортности, доброжелательности, сотрудничества и успеха. Музыка содействует эстетическому воспитанию обучающихся, позволяет осуществлять эмоциональную, интеллектуальную «разгрузку» обучающихся, повышает внутреннюю мотивацию к изучению языка. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Особенно актуальным становится использование песен, которые дают учащимся возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка, максимально использовать имеющиеся теоретические знания, познакомиться с художественной и специальной литературой на немецком языке. Я считаю, что на любом, а особенно начальном этапе обучения иноязычной речи песня является эффективным средством, адекватным аутентичным материалом для повышения мотивации и активности учащихся. Использование песни развивает умения учащихся строить свое речевое поведение в разных ситуациях общения.
Обобщив полученные результаты, можно говорить о том, что приемы обучения, которые я использую в работе, дают свои положительные результаты. Сейчас мои ученики показывают хорошие знания немецкого языка на уроках, работают творчески над проектами, развиваются их навыки работы в группе, на занятиях всегда царит доброжелательный психологический климат.